Что такое культура производства?

Культура производства – это система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения сотрудников данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности сотрудников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества, идентифицирования сотрудников с предприятием и перспективами его развития. В качестве основных характеристик культуры производства можно рассматривать следующие:

  1. Осознание себя и своего места в организации (одни ценят сокрытие сотрудником своих внутренних настроений, другие поощряют их внешнее проявление, в одних случаях независимость и творчество проявляются через сотрудничество, а в других – через индивидуализм);
  2. Коммуникационная система и язык общения (использование устной, письменной, невербальной коммуникации, «телефонного права» и открытости коммуникации различаются в разных группах и организациях; жаргон, аббревиатуры, жестикуляции варьируются в зависимости от отраслевой, функциональной и территориальной принадлежности организации);
  3. Внешний вид, одежда (разнообразие униформ и спецодежды, деловых стилей, опрятность, косметика, прическа и т.п.);
  4. Привычки и традиции в области питания (организация питания сотрудников, дотация на питание, периодичность и продолжительность и т.д.);
  5. Осознание времени, отношение к нему и его использование (степень точности и относительности времени у сотрудников, соблюдение временного распорядка и поощрение за это);
  6. Взаимоотношения между людьми (по возрасту и полу, статусу и власти, опыту и знаниям, рангу и протоколу, религии и гражданству и т.п.), степень формализации отношений, получаемой поддержки; — ценности и нормы (как набор ориентиров в том, что такое хорошо и такое плохо);
  7. Вера во что-то или расположение к чему-то (вера в руководство, успех, в свои силы, во взаимопомощь, в справедливость и т.п., отношение к коллегам, клиентам и конкурентам, влияние религии и морали и т.п.);
  8. Процесс развития сотрудника и научение (бездумное или осознанное выполнение работы; полагаются на интеллект или силу; процедуры информирования сотрудников; признание или отказ от логики в рассуждениях и действиях);
  9. Трудовая этика и мотивирование (отношение к работе и ответственность за нее, разделение и замещение работы, чистота рабочего места, качество работы, привычки, оценка работы и вознаграждение, отношение «человек – машина», индивидуальная или групповая работа, продвижение по работе).

Структура культуры производства, включает такие элементы, как:

  1. Культура условий труда – совокупность объективных условий и субъективных факторов, определяющих поведение человека в процессе производственной деятельности. Эта часть культуры производства включает характеристики и показатели санитарно-гигиенических, психофизиологических, социально-психологических и эстетических условий труда;
  2. Культура средств труда и трудового процесса, которую характеризуют такие элементы, как внедрение новейших достижений науки и техники в производство, уровень механизации и автоматизации, качество оборудования и инструментов, ритмичность и планомерность работы предприятия, уровень материально-технического обеспечения, качество выпускаемой продукции, использование передовых методов труда, методы оценки результатов труда, обеспечение дисциплины. Очевидно, что одним из важнейших направлений повышения культуры средств труда и трудовых процессов является совершенствование организации труда и производства: передовая техника требует передовой организации;
  3. Культура межличностных отношений (коммуникаций) в трудовом коллективе, которую определяют социально-психологический климат, наличие чувства коллективизма, взаимопомощи, наличие и разделение всеми работниками ценностей и убеждений компании. Кроме внутренних коммуникаций корпорация активно осуществляет коммуникации с субъектами внешней среды, поэтому культура внешних коммуникаций также является элементом корпоративной культуры, важным фактором имиджа и эффективности;
  4. Культура управления, которую определяют методы управления, стиль руководства, например, гуманизм, индивидуальный подход или технологичность управления, восприятие персонала как достояния фирмы или как расходный ресурс, профессионализм управленцев, включая коммуникативную компетентность, методы стимулирования, и т. д.;
  5. Культура работника, которую правомерно представить в виде совокупности нравственной культуры и культуры труда. Внешняя составляющая нравственной культуры – поведение человека, знание им этикета, правил поведения, хороших манер; внутренняя составляющая – нравственность его мышления, ценностные ориентации, убеждения и культура чувств, умение эмпатически воспринимать состояние других людей, сопереживать. Культуру труда определяют исходя из уровня образования и квалификации работника, его отношение к труду, дисциплинированности (включая технологическую и трудовую дисциплину), исполнительности, творчества на рабочем месте.

Содержание культуры производства определяется не простой суммой ее элементов, а тем, как они взаимосвязаны между собой и как формируют определенные образцы поведения. Отличительной чертой культуры является порядок расположения формирующих ее базовых элементов, указывающий на то, какая политика и какие принципы должны превалировать в случае возникновения конфликта между структурными составляющими. Поэтому влияние на характер культуры предприятия и взаимосвязь ее элементов оказывают две группы факторов – факторы внешней среды и факторы внутренней среды.

Все это влияет на эффективность и стабильность предприятия.

Многие технические специалисты утверждают: «Производство – это лицо компании». Представьте, к вам приезжает Заказчик, а у вас оборудование скомпоновано так, что к нему сложно подобраться, везде протянуты провода, непонятно, где лежит сырье, а где изделие, все в пыли и масле, инструменты не упорядочены, а персонал некомпетентен. У Заказчика сразу возникнет вопрос по поводу стабильности поставок, качества изделия, серьезности ваших намерений в сотрудничестве. Высока вероятность, что Заказчик откажет в сотрудничестве.

И совершенно другое впечатление будет от производства, где лежит все по своим местам, где чисто и прибрано, а персонал соблюдает стандарты и инструкции предприятия.

С чем можно столкнуться, не имея культуры производства?

  • непредвиденные простои производства из-за поломок, перенастройки, проблем с загрузкой сырья;
  • быстрый износ оборудования и оснастки;
  • сбои в работе электроники;
  • высокий риск получения травм на производстве;
  • снижение качества изделий и брак;
  • дополнительные затраты электроэнергии и т.д.

Все эти проблемы, на самом деле, выражаются не только в потере времени, усилий и потенциальных Заказчиков, но и в деньгах.

Внедрение системы менеджмента качества позволяет учесть все критерии культуры производства, а также повысить уровень «патриотизма» к компании. Я периодически задаю себе вопрос: в какой компании хотел бы я работать? Мой ответ очевиден! А вы спрашивали себя об этом?

Пищите комментарии, ставьте лайки, если эта статья была Вам полезна.

Следи за новостями:

👉 Вконтакте